--  НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Невербальное общение

 

            1. Поза

            2. Жесты

            3. Мимика

            4. Зрительный контакт

            5. Голос

            6. Дыхание

            7. Артикуляция

            8. Звучание

            9. Дикция

          10. Паузы и ударения

          11. Темп речи

          12. О пользе записи на видео своих выступлений

           

             Невербальное общение – это то, что мы говорим друг другу без слов. Другими словами - это передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения. Это все то, что в дополнение к вашим словам помогает

быть правильно и позитивно воспринятыми аудиторией.

            Ваше влияние на аудиторию, как оратора, показано на диаграмме, представленной профессором А.Мехрабяном, специалистом в области межличностной коммуникации. Ваши слова имеют минимальное воздействие на слушателей, эффективнее влияет то, как вы используете голос, и сильнее всего – невербальная коммуникация.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Поза

            Давайте все разберем подробно. И начнем мы с тела. В хорошем смысле... Куда деть мешающие вам руки, непослушные ноги и деревянный корпус.

            Итак, ноги. Помните, во времена социализма, по радио передавали утреннюю гимнастику? И диктор говорил: поставьте ноги на ширину плеч? Так вот это не про нас. Широко расставленные ноги в начале вашей презентации неуместны. Такая позиция будет излишне подчеркивать вашу самоуверенность и даже в некотором смысле агрессивность. Типа, ну что, пришли? Сейчас я вас научу правильно продавать! Дистанция между вами и аудиторией станет только больше.

            Есть два распространенных приемлемых положения ног:

            1) вы равномерно опираетесь на обе ноги, пятки вместе, носки врозь, но расстояние между пятками 5-7 сантиметров

            2) одна нога выставлена чуть вперед, центр тяжести перенесен на "заднюю" ногу

            Попробуйте, что вам удобнее... И, в ходе выступления можно и нужно менять положение ног, но не очень часто, вы не конь, который бьет копытом.

            Широко расставить ноги, перенести центр тяжести немного вперед, можно лишь в одном случае - в основной части выступления, когда оно эмоционально достигло высшей кульминационной точки, вы чувствуете, что владеете аудиторией, и наконец-таки говорите самое важное. Своей позой вы помогаете себе вбить последний гвоздь в доску аргументации.

            Стойте прямо! Во время выступления распрямите спину, плечи отведите назад. Подбородок приподнят, легкая улыбка, взгляд в дальнюю стенку зала (но не хмурьте брови). Всей своей позой вы как-бы говорите аудитории:

- (если вы мужчина) смотрите, какой у меня крутой галстук, всем видно? Если плохо видно, я еще больше выпрямлюсь и сильнее отведу плечи назад,

- (если вы женщина) смотрите, ..... Нууууу, в общем, вы меня поняли.

            А если серьезно, при такой позе грудная клетка расширяется, вы можете набрать в нее больше кислорода, и, создав нужное давление, выбрасывать слова в зал, так, чтобы они долетали до последнего ряда.

 

            2. Жесты

            Идем дальше - руки. Руки могут быть серьезным подспорьем в вашей аргументации во время выступления, если вы научитесь эффективно ими управлять. Но, не все сразу. Первое, что нужно попробовать, это перестать запихивать их в карманы, судорожно сжимать в замок и скрещивать на груди.

            Попробуйте во время выступления держать руки перед собой, развернутыми к себе открытыми ладонями. Если и это сложно, возьмите в руки что-нибудь нейтральное - блокнот или что-нибудь, имеющее отношение к вашему выступлению (например, крем). Не стоит держать в руках во время выступления ничего тонкого и длинного, типа ручки, линейки или указки. Велик соблазн размахивать этими предметами и тыкать ими в аудиторию. Ей это будет неприятно.

            Держа руки перед собой, пробуйте помогать ими себе, как-бы дирижировать, отбивать такт своей "песне".  Когда вы ждете от аудитории поддержки - протяните руку вперед, опять же открытой ладонью вверх, хотите добиться тишины и внимания, разверните кисть ладонью вниз, ждете ответа на вопрос – рука вперед, открытой ладонью вверх, и жест, как бы поднимающий с места кого-то, сидящего в зале….

            Пробуйте дирижировать аудиторией, как оркестром, и, когда вы почувствуете, что зал подчиняется движению ваших рук, знайте – это высший пилотаж. Но не переусердствуйте. Не нужно постоянно размахивать руками, как ветряная мельница. Фиксируйте каждый очередной жест в течение нескольких секунд.

            По сути, жестикуляция должна быть синхронна и созвучна тому, что вы говорите. Делая движения руками, вы подчеркиваете главные мысли и добавляете уверенность своим словам.

            И еще по поводу жестов и не только… Если вы выступаете со сцены в большом зале, имейте в виду, что из зрительного зала всё, находящееся на сцене, выглядит меньше и бледнее, чем на самом деле. Поэтому, ваши обычные жесты кажутся мелкими и невыразительными и, чтобы добиться равноценного восприятия, вам нужно все преувеличивать, жесты должны быть в какой-то степени гротескными.

            То есть, если вы хотите сделать кому-то приглашающий жест рукой, нужно сделать это, двинув рукой не на 10 сантиметров, как при обычном разговоре, а взмахнуть, вытянув руку на полную вперед. Чтобы осознать до конца размеры жестов, вспомните клоунов в цирке и их жесты. Конечно, не до такой степени, но что-то среднее в размерах жестов между обычным и клоунским должно быть.

            Здесь же уместно упомянуть и макияж. Он тоже должен быть ярче, чем в обычной жизни, так как, при свете софитов выступающий из зрительного зала выглядит бледнее. Добавьте красных тонов на щеки и на губы и дайте большей выразительности на глаза. Мужчины спросят меня – а мы как же? Отвечаю – и вы также. Глаза, губы, тон. Для актеров это нормальный процесс, а ведь спикер, выступающий на сцене – такой же актер.

 

            3. Мимика

            «Неужели вы думаете, что можно слушать комические куплеты с таким вот уныло постным лицом?» Джером К Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»

            Выражение вашего лица играет далеко не последнюю роль в деле влияния на аудиторию и формирования правильного впечатления. Здесь у меня для вас только один совет – будьте естественны. Если у вас нет профессиональных актерских навыков – не пытайтесь специально изобразить что-либо на своем лице – будет только хуже.

            Один совет – улыбайтесь. Улыбайтесь везде, где это уместно, особенно в начале своего выступления. Улыбка располагает к себе. Улыбайтесь не только губами – всем лицом и глазами, формальная улыбка заметна.

            Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:

- Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудиторию.

- Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.

- Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента.

- Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации.

- Вы сообщаете что-то неожиданное.

- Вы говорите самые важные мысли вашей речи.

 

            4. Зрительный контакт

            Зрительный контакт, несомненно, является важным инструментом удержания внимания в ходе выступления. Если вы посмотрите в глаза человеку, сидящему в зале, хотя бы в течении двух секунд, у него сложится ощущение, что вы выступаете специально для него, индивидуально. Он начнет более внимательно слушать и ему уже будет стыдно проявить невнимательность или болтать с соседом. Какое тут болтать, когда персонально для меня стараются.

            И еще, зрительный контакт повышает степень доверия слушателя. Понимаю, что это непростая задача: одновременно следить за логикой своего выступления и переводить взгляд с одного человека на другого, фиксируясь на каждом по 2 - 5 секунд. Да, в первое время тяжело, но нужно пробовать.

            Нет-нет, вы не должны часами непрерывно переводить взгляд с одного на другого.... на тысячного.... Чередуйте. Установите зрительный контакт с 2 - 5 человек подряд, затем какое-то время (1-3 минуты) поговорите, глядя в середину зала, потом опять 2-5, после этого снова в конец зала ни на кого, контакт 2-5, балкон ни на кого......это классическая схема. Начните пробовать потихоньку, хотя бы по схеме 1 контакт, 1-3 минуты ни на кого, в итоге доведете этот процесс до автоматизма.

            Упражняясь в зрительном контакте с аудиторией, важно помнить следующее:

            - не задерживайте надолго взгляд на одном человеке – ваш пристальный взгляд может смутить,

            - даже если вы нашли идеального слушателя, который смотрит на вас влюбленными глазами и восторженно кивает после каждой фразы – не задерживайте на нем взгляд надолго. Конечно, велик соблазн провести все свое выступление для одного идеального слушателя, но аудитория быстро увидит, что вы работаете только для него, и начнет вас ревновать

            - никогда не «упирайте взгляд» в пол или в потолок, это выглядит некрасиво, создает у зала ощущение вашей некомпетентности и неуверенности.

 

 

            5. Голос

            Когда вы выступаете перед аудиторией, одной из важнейших составляющих успеха является ваш голос. А точнее – то, насколько вы владеете техникой сценической речи и насколько вы умеете управлять своим голосом.

            Посещая различные тренинги, семинары, лекции (включая занятия в школе и в университете), вы, наверное, обращали внимание на такой факт – на одних мероприятиях вам ужасно скучно, хочется спать, выступающий говорит монотонно и убаюкивающе, то есть, выступление вас «не цепляет». На других мероприятиях все наоборот – вы слушаете с неугасающим интересом. И чаще всего виной этому не содержание выступления, а способ подачи материала. То, КАК человек говорит, часто является дополнительной мотивацией в решении послушать его или иметь с ним дело. Это самое КАК мы называем техникой речи. Владение этой техникой, умение управлять своим голосом, очень важно для публичных выступлений.

            Часто мне задают вопросы такого плана: «У меня слишком тихий голос. Можно ли его изменить?» Не нужно «менять» голос. Нужно овладеть технологиями, позволяющими вам говорить громко и четко, дышать правильно, чтобы вас было слышно в последних рядах. Обратите внимание, чтобы вас было слышно везде, недостаточно только «громко», нужно еще и «четко», да еще и дышать правильно. Изменения звучания голоса позволяют держать зал в постоянном эмоциональном напряжении. Ваша речь должна перемежаться голосовыми всплесками. На людей гораздо сильнее действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.

            Итак, давайте по порядку. Что нужно и важно для того, чтобы ваш голос хорошо звучал и вас слушали с удовольствием? Совсем немного. Во-первых, научиться управлять своим дыханием, выработать правильную артикуляцию и дикцию, и во-вторых, научиться управлять звучанием своего голоса, темпом речи и умело использовать паузы.

            Обратите внимание, что в этой статье я не даю конкретных упражнений для улучшения голосовых характеристик. Здесь я хочу дать общее понимание процессов: что есть что и на что влияет. Что такое артикуляция, например, и зачем нужно учиться управлять звучанием. А для тех читателей, кто захочет не просто почитать для общего развития, но и поработать над своим голосом, предназначена отдельная статья.

 

            6.Дыхание

            Начинающие ораторы часто дышат бессистемно, хватая воздух ртом между фразами. А если фраза длинная и пауза неуместна, то заканчивают ее "на последнем издыхании", судорожно вдыхая воздух ртом по окончании фразы, как рыба, выброшенная на берег. Первое, что нужно сделать, это научиться дышать носом во время выступления. Это позволит вам говорить ровно, без пауз для вдохов.

            Суть грудного дыхания заключается в том, что вы дышите, собственно, полной грудью. Ваша грудная клетка расширяется при вдохе, и вы говорите на медленном выдохе, добавляя расширенной грудной клеткой необходимую мощь вашему голосу. Вы сможете, не повышая голоса и не переходя на крик, говорить без микрофона так, что слышно будет в последних рядах.

 

            7. Артикуляция

            Артикуляция - это совокупность работ отдельных произносительных органов (мышцы лица, губы, язык) при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, чем лучше и осознаннее вы умеете управлять произносительными органами, тем внятнее и четче вы говорите, тем лучше вас будет слышно в самых дальних углах зала, тем большее впечатление вы произведете на аудиторию.

            Вы задумывались когда-нибудь, почему профессиональный артист говорит со сцены без микрофона, и его слышно на последнем ряду? Даже когда он говорит шепотом? Секрет простой: правильное дыхание и артикуляция.

           

            8. Звучание

            Одна из важнейших характеристик вашего голоса – это его звучание. И, чем лучше вы умеете управлять вашим голосом, тем надежнее вы сможете удерживать внимание аудитории. Думаю, каждый из вас сможет привести пример выступления, когда речь оратора была монотонна, на одной ноте, этакое бу-бу-бу-бу… Через 5 минут все засыпают, независимо от содержания. Потому что не звучит. НЕЗВУЧИТ!!!

            Если профессионалы говорят о звучании, они имеют в виду три составляющие: силу, тональность и тембр. Когда вы научитесь управлять этими тремя характеристиками, когда вы сможете в процессе выступления менять их произвольно по своему желанию и даже независимо от контекста, тогда ваш голос станет живым, заиграет всеми красками и вы реально сможете удерживать внимание аудитории. ТОГДАБУДЕТЗВУЧАТЬ.

            Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

            Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

            Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (или обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, то есть эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов. Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Как ее найти? Смотри здесь: Упражнения для звучания.

            Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

            Профессиональный спикер в ходе выступления меняет тембр голоса, в основном для привлечения внимания аудитории к ключевому сообщению или просто для удержания внимания. Но, бОльшую часть выступления рекомендуется говорить на центре голоса. В этом случае аудитория будет реагировать с бОльшим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче. Поэтому работа на центре голоса будет сигнализировать аудитории о вашем спокойствии и уверенности лидера.

 

            9. Дикция

            Дикция – это правильное, чистое, четкое произношение звуков. В дикции проявляется общая культура выступающего и особенно культура речи. Люди в зале ни в коем случае не должны испытывать напряжение, вслушиваться в то, о чем идет речь. При плохой дикции вместо осмысливания материала они тратят время и усилия на расшифровку сказанного, быстро утомляются. Это совершенно недопустимо. Конечно, если у вас явные дефекты речи, например, вы заикаетесь, картавите, и т.д., вам нужно индивидуально заниматься с специалистом, но большинство людей нуждаются в исправлении банальных недостатков речи, таких как быстрый темп речи, проглатывание слов и слогов, нечеткое и неправильное произношение.

 

            10. Паузы и ударения

            В ходе выступления, для того, чтобы акцентировать внимание аудитории на основной мысли, а точнее, даже на ключевом слове, используйте паузы и/или ударения. Конечно, можно выделить ключевое слово и по-другому, например, выкрикнуть его и топнуть ногой, но боюсь, не все присутствующие поймут такое ваше эпатажное поведение.

           Лучшие средства для выделения ключевого слова - это пауза и/или ударение. Как это работает? Давайте начнем с пауз.

           Пример: С завтрашнего дня (пауза) наша Компания объявляет (пауза) грандиозную распродажу.            Еще пример: Для того, чтобы быть успешным в нашей Компании (пауза), нужно регулярно делать три вещи: (пауза) рекрутировать (пауза), рекрутировать (пауза) и еще раз рекрутировать.

           Я понимаю страх выступающего перед использованием пауз. Когда я сам был начинающим оратором, мне казалось, что стоит только замолчать, как все тут же разбегутся из зала. Главное - не останавливаться. Потом я понял, что это не так и что паузы даже наоборот помогают аудитории правильно воспринимать и спокойно переваривать информацию.

           Думаю, каждый из вас сможет вспомнить хотя бы один случай, когда спикер строчил как из пулемета с бешеной скоростью, ни на секунду не останавливаясь. Так и хочется выкрикнуть с места: Медленнее, пожалуйста – я записываю! Я обычно уже на пятой минуте теряю нить выступления и отключаюсь.

           Так что паузы - это ваши помощники. Они, как маркеры или индикаторы, подсказывают аудитории - внимание, сейчас будет ключевое слово. И, кроме этого, ваша речь становится более живой и естественной. Ведь в обычном общении вы используете паузы? Используйте их и в своих выступлениях.

           Теперь поговорим об ударениях, то есть, о выделении голосом ключевого слова в предложении с помощью более сильного произношения.

           Пример: С завтрашнего дня (пауза) наша Компания объявляет (пауза) грандиозную рас-про-ДАЖУ.

           То есть, вы одновременно повышаете голос и произносите ударное слово как-бы по слогам, с максимальным ударением на ударном слоге. Не стесняйтесь повысить голос, делая ударение. Никто не обвинит вас в невоспитанности. Наоборот, умела сочетая паузы и ударения, вы сделаете свою речь более живой и осмысленной.

 

            11. Темп речи

            Мы уже выяснили с вами, что строчить, как из пулемета, плохо. А как хорошо?

            Во-первых, есть конкретные числовые рекомендации. Для того, чтобы ваша речь нормально воспринималась слушателями, темп речи должен быть не выше, чем 100 слов в минуту. Вы можете легко замерить свой темп речи самостоятельно, только когда будете замерять, не читайте по бумажке, а говорите без шпаргалки. 

            Лично я стараюсь «удерживать себя» в интервале 70 – 80 слов в минуту. Не придумывайте себе, что аудитории это не понравится, что они будут думать, будто вы «тянете кота за хвост». Ничего подобного. Наоборот, слушатели скажут вам спасибо за то, что им не приходится напрягаться, чтобы уловить каждое ваше слово. Кроме этого, в психологическом плане, спокойная, без суеты, речь вызывает дополнительное уважение.

            Во-вторых, не нужно все время держать один темп речи в ходе выступления. Изменение темпа речи является одним из эффективных инструментов невербальной коммуникации, наравне с жестами, позой и так далее. Начните в среднем темпе, по мере приближения к очередной ключевой фразе постепенно ускоряйте темп, подстегивая внимание слушателей, непосредственно перед ключевой фразой сделайте паузу и резко сбросьте темп. Медленно проговорите ключевую мысль и опять начинайте ускоряться до среднего темпа.

 

            12. О пользе записи на видео своих выступлений

            Когда вы выступаете перед аудиторией, настоятельно рекомендую вам просить кого-нибудь записать вас на видео. Потом, когда вы посмотрите на себя со стороны, то сразу поймете всю пользу этого мероприятия. Вы быстро увидите многое из того, что вам нужно исправить и над чем стоит поработать. Поза, движения рук, слова паразиты, тембр голоса и т.д и т.п. – это то немногое, что сразу видно.

            Боже мой, неужели это я? – скажете вы… Какой кошмар…

            И, ни в коем случае не расстраивайтесь, так как правильная диагностика и понимание – что вы делаете не так – это уже половина успеха.

            Кстати, можно записывать себя на видео дома, при подготовке к выступлению. Подготовка будет в этом случае более эффективной.

 

В НАЧАЛО >> 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов.

Франсуа Ларошфуко

Если вы хотите получать новости моего сайта, напишите мне любым удобным для вас способом.

Я в соцсетях:

  • Facebook Clean Grey
  • Vkontakte Social Icon

© 2021 Искусство презентации.

IMG_8651_новый размер.JPG