top of page

--  ТАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Anchor 77

Тактические советы

            1. Освоение сцены

            2. Запоминающееся высказывание

            3. Тактика задавания вопросов

            4. Техника использования цитат

            5. Принципы использования статистики и работы с цифрами

            6. «Правило трех»

            7. Момент «Черт побери»

            8. Что делать, если забыл слова

 

            Освоение сцены.

            Ваше выступление начинается не в тот момент, когда вы заняли позицию на сцене и начали говорить, а гораздо раньше, когда Вас объявили и пригласили на сцену. С этой секунды все, сидящие в зале, начинают вас оценивать. Как вы знаете, первое впечатление невозможно произвести дважды, поэтому нужно собраться и постараться.

            Если вы выходите из зала, встаньте, зафиксируйтесь на несколько секунд, как бы собираясь, и идите к сцене, спокойно, уверенно, не спешите, не суетитесь, но и не затягивайте время. Вы не Алла Пугачева, аудитория не будет ждать. Покажите всем своим видом, что вы хотите выступать и что это выступление и эта аудитория важны для вас.

            После того, как вы вышли на сцену и заняли свое место для выступления, не спешите сразу начинать.  Советую вам выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию, установив с ней зрительный контакт. Глаза в глаза. Но не затягивайте, 10 – 15 секунд, не более, можете считать про себя, так как это важно. Если вы слишком долго будете изучать аудиторию, она может обидеться.

Здесь также важна эмоциональная составляющая вашего взгляда: какие эмоции вы передаете залу – доброжелательность, заинтересованность… или не дай бог безразличие.

            Зафиксировались, установили зрительный контакт и – вперед – «Добрый день, дорогие друзья!».

            У меня часто спрашивают, где лучше стоять на сцене выступающему, если оформление сцены и сценарий не предъявляют специальных требований? Лучше не стоять, но об этом позже.

Выходите сразу на середину (в смысле право – лево) и занимайте позицию в первой трети сцены, ближней к залу (в смысле вперед – назад), но не у самой кромки сцены, хотя бы за 2 метра до нее. То есть, сразу захватываем сцену, демонстрируя уверенность.

            Что дальше? Так и стоять все 6 часов? Нет, дальше нужно двигаться, и чем больше по времени ваше выступление, тем дальше от центра нужно отходить. Конечно, если у вас короткое 5-ти минутное выступление – можно никуда не ходить, но, если вы планируете провести на сцене хотя бы 20 минут – прогулки помогут вам чувствовать себя увереннее и удерживать внимание аудитории. Перемещаясь сначала к правому краю сцены, а потом к левому, вы охватываете вниманием фланги. Делая 1 – 3 шага вперед (аккуратно, не упадите в оркестровую яму), вы уделяете внимание центру.

            Только пожалуйста, не бегайте по сцене, передвигайтесь спокойно, равномерно, в ритм своим словам. Останавливайтесь после каждых 3 – 4-х шагов. Дойдя до фланга, зафиксируйтесь там хотя бы на одну минуту. Посмотрите в глаза сидящим. И также спокойно – обратно. Кстати, это относится не только к сцене. На тренинге для 30-ти человек в обычной комнате все это работает точно также.

              В ходе выступления, даже когда вы передвигаетесь по сцене, старайтесь, чтобы ваше лицо и корпус было максимально развернуты в сторону слушателей. Нет, это не означает, что передвигаться вы должны боком, приставными шагами… Идите вдоль сцены, но корпус и лицо разверните в сторону зала, то есть, ваш корпус будет находиться примерно под 45 градусов к залу.

              Говорить нужно всегда в зал. Если вам по какой-то причине нужно отвернуться от зала, перестаньте говорить, сделайте то, что вам нужно, и после этого продолжайте говорить. Даже если вы пригласили кого-то из зала на сцену, чтобы задать ему пару вопросов, задавайте их, смотря и говоря в зал. Можете слегка, но только слегка повернуться к собеседнику. Чтобы обозначить ваше общение и процесс диалога, воспользуйтесь рукой. Сделайте жест открытой ладонью вверх, в сторону собеседника, и залу будет понятно, что вы обращаетесь к человеку на сцене.

              У меня часто спрашивают: если я стою на сцене, а экран находится у меня за спиной, да еще и вверху, как же мне смотреть на него? Ответ простой – никак. Когда вы в большом зале все время оборачиваетесь назад и смотрите на экран, это выглядит ужасно. Требуйте от организаторов установки дублирующего монитора на авансцене. Если не получается, тогда спасает только знание своего выступления наизусть или использование шпаргалки с планом. Подробнее читайте здесь.

            Далее, как работать в глубину зала? Можно, как Пугачева, спуститься в зал и ходить по рядам. И, когда ваша популярность достигнет ее уровня – так и поступайте. А пока-что……

            В ходе выступления перемещайте свое внимание с первых рядов в центр зала и, далее, в последние ряды. Периодически обращайтесь в своем выступлении именно к последним рядам. Можно даже спрашивать: Балкон! Вам хорошо слышно?

            Второй совет – контакт глазами. В ходе выступления перемещайте взгляд с одной части зала на другую: первые ряды, середина, конец зала, правая часть, левая…. Высший пилотаж – контакт взглядом с каждым, сидящим в зале, но об этом в другой статье. Зрительный контакт.

            И еще несколько слов о работе в классическом тренинг-зале, с стандартной организацией рабочего пространства, от начала зала в конец: экран для слайд-презентации - свободное место - стол с проектором - свободное место - ряды стульев для слушателей.

            Для многих презентующих на уровне проектора проходит невидимая полоса, минное поле, которое они никогда не пересекают. На протяжении всей презентации они передвигаются только между проектором и экраном, боясь переступить невидимую черту и подорваться на мине.

            Но, может быть, это совсем и не плохо: спрятался за проектором, и тебе хорошо и людям безопасно? Нет, к сожалению, есть ряд причин, по которым важно, чтобы мы все-таки пересекли эту полосу и приблизились к аудитории.

            - Оставаясь за проектором, вы посылаете сигнал аудитории, что вам с ними не комфортно. Люди будут с подозрением относиться к лектору, прячущемуся за проектором, и это реально затруднит вам установление позитивных отношений с аудиторией.

            - Когда вы держитесь вдали от аудитории, вам нужно говорить гораздо громче, чтобы быть услышанным и понятым.

            - Издалека вам сложнее установить хороший визуальный контакт с аудиторией.

            - Возле экрана с мощным проектором и приглушенным боковым светом вас будет плохо видно.

            Сразу после того как вы разобрались со слайдами в компьютере, вам нужно сделать шаг из-за проектора. Насколько близко к аудитории нужно подойти? Достаточно близко. Подойдите к первому ряду, углубитесь в ряды, если для этого есть проходы. Делайте это периодически, для поддержания разнообразия, но не забывайте - когда вы углубляетесь в зал, первым рядам неудобно вас слушать. Если вы хотите задать вопрос кому-либо в аудитории, не идите по пути наименьшего сопротивления, не обращайтесь к первому ряду, пообщайтесь с кем-нибудь, сидящим в глубине.

            Запоминающееся высказывание

            Каждый оратор мечтает придумать такие фразы, чтобы их запоминали и "разрывали на цитаты", передавая потом из уст в уста годами и десятилетиями. Открою вам тайну, что подобное доступно не только гениям, но и нам с вами, рядовым "мастерам художественного слова".  Я дам вам несколько советов, с помощью которых вы сможете создавать "бессмертные фразы".

Основной секрет прост - фраза должна звучать. И, для того, чтобы она зазвучала, существуют несколько приемов.

            1. Эффект эха

Эффект эха заключается в том, что вы повторяете одно и то же слово в своей фразе два и более раза. Например: «Всегда будьте готовы договориться, но не договаривайтесь, когда не готовы.»

Причем, вы можете повторять как глагол, так и существительное, и даже можете повторять предлог. 

"Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом — победа. Победа любой ценой, победа, несмотря на весь ужас, победа, каким бы ни был долгим и трудным путь к ней." Кстати, это высказывание Черчилля достаточно легко можно перефразировать под любую тему, например, достижение новых званий.

            2. Рифма

Общеизвестно, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому, если вы используете рифму в своей бессмертной фразе, она произведет большее впечатление и ее лучше запомнят. «Наша компания не будет сильна, пока мы не отвоюем ту часть рынка, которой она была лишена.»

            3. Аллитерация

Можно придать вашей фразе дополнительное звучание, использовав несколько слов, начинающихся на одну букву. Вот какой совет дал Черчилль ораторам, используя аллитерацию: "Меняйте позу, меняйте произношение и не забывайте о паузах."

            Итак, вы придумали фразу, претендующую на роль бессмертной. Это хорошо. Но, для того чтобы аудитория правильно ее услышала, не пропустила мимо ушей, запомнила и сказала ВАУ, нужно правильно фразу подать, то есть, предварить ее вводной конструкцией.

            Вводная конструкция - это как кнопка включения, как ключ зажигания. Вы как бы даете установку: Слушайте, сейчас я скажу вам нечто важное, то, что вы должны запомнить на века.

            Примеры вводных фраз:

- позвольте мне еще раз высказать мое твердое убеждение...

- и хоть, может быть, неожиданно то, что я хочу сейчас сказать,...

            По материалам  Хьюмс, Джеймс. "Секреты великих ораторов"

 

            Тактика задавания вопросов

            Советую вам определить в начале выступления, какой тактики задавания вопросов вы собираетесь придерживаться. Информацию об этом следует дать аудитории с самого начала. Прийти к правильному решению непросто. Если вы решите, что будете отвечать на вопросы в конце выступления, то к этому времени люди, которые хотели задать вопросы, могут и забыть, о чем хотели спросить. С другой стороны, если вы разрешите задавать вопросы в любое время, ваше выступление (презентация, лекция) может несколько раз прерваться, что отнимет у вас значительное количество времени, хотя вы и дали понять аудитории, что принимаете ее во внимание.

             Компромисс может быть достигнут тем, что вы останавливаетесь в конце основных разделов вашего материала, чтобы часть времени посвятить вопросам на данную тему. При этом, вы должны заранее, при подготовке к выступлению, оставить для этого время.

            - Итак, прежде, чем мы перейдем к следующей теме моего выступления, пожалуйста, задавайте вопросы.

            А в зале тишина… Такая звенящая… Нехорошо… Для этого случая у вас в кармане должен быть дежурный вопрос к самому себе.

            - Перед началом выступления/в перерыве/часто, когда я выступаю с этой темой, у меня спросили/спрашивают, …. И далее, заготовленный вопрос.

            Рекомендую вам также почитать об агрессивных вопросах и вопросах, как средстве удержания внимания здесь: Управление вниманием.

 

            Техника использования цитат

             В середине вашего выступления, когда внимание аудитории естественным образом снизилось, я советую, как вариант, использовать цитату, то есть, процитировать высказывание кого-то из известных людей. Цитата способна встряхнуть аудиторию, включить мозги, придать более яркую окраску вашему выступлению.  Это действует, как сухие дрова в топку или как замена игрока в футбольном матче.

            Предлагаю вам 5 проверенных советов, следуя которым, вы достигнете максимального эффекта при цитировании.

            1. Человек, которого вы цитируете, должен быть известен публике. Если вы подобрали убойную цитату, которая как нельзя кстати подходит к теме вашего выступления, но принадлежит это высказывание не Рузвельту или Демосфену, а Ивану Петрову, - не поддавайтесь соблазну, ищите дальше, это имя не сработает.

            2. Цитата должна быть короткой, максимум 10-15 слов. Практика показывает, что даже если автор высказывания будет знаменит и известен, слушатели потеряют интерес к цитате и к вам уже на 30-й секунде.

            3. Цитата должна быть вам близка. Тогда это пойдет от сердца и будет искренне. Если ваша настольная книга – «12 стульев» Ильфа и Петрова - не ищите добра от добра - цитируйте Остапа.

            4. Начните собирать свою собственную коллекцию полезных цитат. Отбирайте только самое лучшее и стреляющее в цель. Заведите блокнот или файл с рубриками, типа Команда, Лидерство, Планирование и т.д.

            5.  Создайте шоу вокруг цитаты, придумайте яркую мизансцену. Используйте возможность оригинально подать свою цитату.

            Например: вы спокойно, не торопясь, достаете из кармана или из сумочки очки, надеваете их, открываете книгу или блокнот и цитируете. Это пример продажи цитаты с помощью действия.

            А вот пример продажи цитаты с помощью красивой истории: Вы достаете конверт, из конверта достаете лист бумаги и, разворачивая его, говорите - Сегодня я решил воспользоваться материалами нашего семейного архива. У меня в руках письмо от Якова Ивановича Калинина к моей бабушке. Вот послушайте. И, цитируете. Ну, как-то так...

            Узнать о других технологиях, направленных на удержание внимания аудитории, можно здесь: Управление вниманием.

    

            Принципы использования статистики и работы с цифрами

            Наверное, не существует выступления, в котором спикер обошелся бы без статистики. И это правильно, так как мы живем в век цифр и слушатели сочтут вас несерьезным без статистических данных. Здесь, как и везде, есть своя специфика, которую я постарался сформулировать в виде советов:

            1. Не перегибайте палку. Я разочарую любителей статистики, но без блокнота и ручки нормальный человек сможет запомнить только один числовой пример в вашем выступлении.

            2. Округляйте числа. Вместо того, чтобы сказать 51,2% консультантов приобретают сопутствующие товары, скажите - немногим более половины.

            3. Европейцам привычнее мыслить пятерками и десятками, поэтому старайтесь увязать свои данные с этими числами. Каждый пятый будет звучать лучше, чем 20%.

            4. Люди легче запоминают простые дроби: три из четырех, два из шести, пять из восьми. Вместо 62% лучше сказать - пять из восьми.

            5. Сделайте статистические данные понятными для слушателей. Сравнивайте приводимые вами цифры с чем-то привычным для аудитории. Например, если вы скажете: наш завод в год производит ххх штук помады, то это не произведет такого впечатления, как если вы скажете: если все помады, произведенные нашим заводом за год, выложить в одну линию, то получится расстояние от Ивановска до Петровска.

            6. Люди больше доверяют некруглым числам, они им кажутся более правдоподобными и убедительными. Но запоминаются лучше округленные числа. Что же делать? Использовать одновременно и то и другое, да еще и в сравнении с чем-то понятным. Например: в прошлом году мы продали 73124512 тюбиков туши, то есть, каждый второй житель нашей страны купил себе тушь.

 

            «Правило трех»

             Суть в следующем: Когда вы делаете слайд для аргументации чего-либо, тема должна раскрываться тремя пунктами. Что я имею в виду? Три причины зарегистрироваться в нашу Компанию. Три повода участвовать в программе для новичков. Три совета тем, кто работает холодными контактами у выхода из метро…..

             Нет, конечно, три – это не догма. Бывает, что нужно дать и пять, и (не дай бог) десять причин… Но, если вы можете свести все к трем аргументам/советам/рекомендациям – это сработает максимально эффективно. Почему?

             Испокон веков наш мозг ориентирован на цифру три: Три богатыря поехали в тридевятое царство за три моря… Ну, и по объему: две причины стать консультантом – как-то мало… Но, с другой стороны: двенадцать преимуществ нашей Компании….. Круто, но неэффективно. Все равно слушатели запомнят только три, так не отдавайте это на откуп другим, выберите сами Три главные причины…

            Это фишка «а ля Стив Джобс». Подробнее об эффективной презентации Стива Джобса читайте здесь: 10 правил успешной презентации.

 

            Момент «Черт побери»

            Для начала посмотрите вот этот ролик – презентация MacBook Air, 2008 год. 5 мин 30 сек. Если нет времени, то хотя бы первые 1 мин 10 сек.

           

Anchor 76
Anchor 78
Anchor 79
Anchor 80
Anchor 81
Anchor 82

 «Это MacBook Air, — сказал Джобс, — он такой тонкий, что может поместиться в конверт». С этими словами он подошел к столу, на котором лежало несколько конвертов, взял один конверт в руки и вытащил из него ноутбук.

            «Вы можете убедиться, насколько он тонок. При этом у него и экран, и клавиатура — полного размера. Разве это не удивительно? Это самый тонкий ноутбук в мире». Когда Джобс вытаскивал компьютер из конверта, в аудитории были слышны изумленные восклицания. Большинство людей в аудитории подумали: «Черт побери! Неужели он такой тонкий?»

            Вы поняли, к чему я? Готовясь к презентации, продумайте свой момент «Черт побери!». Демонстрируя новый продукт, услугу, возможность – сделайте так, чтобы аудитория выдохнула – Не может быть! Вот это да! Невероятно! Черт побери!!!!

 

            Что делать, если забыл слова. (По материалам книги: Карнеги, Дейл. "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.")

            Представьте себе: ежегодный Конгресс Лидеров вашей компании, вы выступаете перед несколькими тысячами слушателей, и вдруг, посередине выступления вы понимаете, что забыли, о чем говорить дальше. Что делать? Конечно, если вы спокойно подумаете 20 секунд - вы все вспомните. Но вся штука в том, что у вас нет этих 20-ти секунд. Вы не можете стоять и молчать....

Самое простое, что вы можете сделать в этой ситуации - дать себе это время. Спросите зал, достаточно ли громко вы говорите? Слышно ли вас на балконе? Попросите дать свет в зале, так как вам нужно видеть лица людей и так далее…

            Более сложная, но и более эффективная технология заключается в том, что вы превращаете последнее слово или последнюю фразу в начало новой фразы. Образуется бесконечная цепь, и речь, подобно горному ручью, потечет безостановочно, хотя и бесцельно. Посмотрим, как это выглядит на практике. Вообразим, что оратор, говоря об успехах дела, оказался в умственном тупике после того, как произнес: «Средний служащий не получает повышения потому, что он проявляет мало подлинного интереса к своей работе, мало инициативы».

            «Инициатива». Начинайте следующую фразу со слова «инициатива». Вероятно, вы и понятия не имеете, что вы скажете и чем кончите, но все же начните. Даже слабая фраза лучше, чем ничего. «Инициатива предполагает оригинальность, это значит умение делать что-то по-своему, не ожидая постоянно указаний».

            Высказывание не блестящее, оно не делает речь исторической. Но разве это не лучше, чем мучительное молчание? Последние слова касались указаний. Ну что же, давайте начнем с этого новую фразу. «Постоянные указания, поучения, натаскивание служащих, которые уклоняются от всякого самостоятельного мышления, — это самое скверное, что можно себе вообразить».

            Слава богу, фраза произнесена. Надо двигаться дальше. Теперь можно сказать что-нибудь о воображении. «Воображение — вот что необходимо. Видение, мечта. Там, где нет видения, сказал Соломон, народ погибает».

            И так далее… Пока вы механически произносите эти общие фразы, вы должны вспомнить, какой следующий вопрос фигурировал в вашем плане, что, собственно, вы хотели сказать.

 

В НАЧАЛО >> 

Якорь 1
bottom of page