--  ТЕХНИКА РЕЧИ

Техника речи

            1. Упражнения для постановки дыхания

            2. Упражнения для артикуляции

            3. Упражнения для звучания

            4. Упражнения для дикции

 

            Когда вы выступаете перед аудиторией, одной из важнейших составляющих успеха является ваш голос. А точнее – то, насколько вы владеете техникой сценической речи и насколько вы умеете управлять своим голосом.

            Посещая различные тренинги, семинары, лекции (включая занятия в школе и в университете), вы, наверное, обращали внимание на такой факт – на одних мероприятиях вам ужасно скучно, хочется спать, выступающий говорит монотонно и убаюкивающе, то есть, выступление вас «не цепляет». На других мероприятиях все наоборот – вы слушаете с неугасающим интересом. И чаще всего виной этому не содержание выступления, а способ подачи материала. То, КАК человек говорит, часто является дополнительной мотивацией в решении послушать его или иметь с ним дело. Это самое КАК мы называем техникой речи. Владение этой техникой, умение управлять своим голосом, очень важно для публичных выступлений.

            Часто мне задают вопросы такого плана: «У меня слишком тихий голос. Можно ли его изменить?» Не нужно «менять» голос. Нужно овладеть технологиями, позволяющими вам говорить громко и четко, дышать правильно, чтобы вас было слышно в последних рядах. Обратите внимание, чтобы вас было слышно везде, недостаточно только «громко», нужно еще и «четко», да еще и дышать правильно. Изменения звучания голоса позволяют держать зал в постоянном эмоциональном напряжении. Ваша речь должна перемежаться голосовыми всплесками. На людей гораздо сильнее действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.

            Итак, давайте по порядку. Что нужно и важно для того, чтобы ваш голос хорошо звучал и вас слушали с удовольствием? Совсем немного. Во-первых, научиться управлять своим дыханием, выработать правильную артикуляцию и дикцию, и во-вторых, научиться управлять звучанием своего голоса, темпом речи и умело использовать паузы.

            В этой статье я хочу предложить вам целый комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Если вы сегодня говорите тихо, скучно, неэмоционально, если вы не умеете и не знаете, как управлять свои голосом – не ставьте на себе крест. Поверьте, систематические занятия, регулярное выполнение упражнений творят чудеса. Главное – желание и последовательность в действиях. И вы не узнаете себя через несколько месяцев. Заниматься можно с тренером лично или по скайпу, но можно попробовать и самостоятельно.

 

            1. Упражнения для постановки дыхания

            Дыхание носом

            Для чего? Начинающие ораторы часто дышат бессистемно, хватая воздух ртом между фразами. А если фраза длинная и пауза неуместна, то заканчивают ее "на последнем издыхании", судорожно вдыхая ртом по окончании фразы. Первое, что нужно сделать, это научиться дышать носом во время выступления.

            Как?

            1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 15 раз.

            2. Рука на животе. Делаем медленный вдох носом, считая про себя до 4-х. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4-х. Во время упражнения важно ощущать рукой, как подымается и опускается живот. Каждый следующий вдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7,8). И так три раза, считая от 4-х до 8-ми.

 

            Грудное дыхание

            Для чего? При выступлении на сцене оптимальным считается грудное дыхание, когда вы дышите носом (уже научились в прошлый раз), ваша грудная клетка расширяется при вдохе, и вы говорите на медленном выдохе, добавляя расширенный грудной клеткой необходимую мощь вашему голосу.

            Как?

            1. Исходное положение стоя. Спина прямая, плечи расправлены (это очень важно). На вдохе (через нос) представляем, что нюхаем цветок, выдох плавный (через рот), со звуком "пффффф", при этом нужно втягивать живот. Вдох - короткий. Выдох - долгий. 15 раз.

            2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть полной грудью и на выдохе на одном дыхании проговорить длинную фразу. Нуууу, не настолько длинную, чтобы к концу фразы быть похожим на рыбу, выброшенную на берег. Но, нужно нащупать свой разумный предел длительности и пробовать им управлять. Не забываем про осанку. 15 раз.

 

            2. Упражнения для артикуляции

            Для чего? Артикуляция - это совокупность работ отдельных произносительных органов (мышцы лица, губы, язык) при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, чем лучше и осознаннее вы умеете управлять произносительными органами, тем внятнее и четче вы говорите, тем лучше вас будет слышно в самых дальних углах зала, тем большее впечатление вы произведете на аудиторию.

            Вы задумывались когда-нибудь, почему профессиональный артист говорит со сцены без микрофона, и его слышно на последнем ряду? Даже когда он говорит шепотом? Секрет простой: правильное дыхание и артикуляция.

            Как? Произносите звуки. Причем вы должны делать это сильнее и ярче, чем в повседневной жизни. Максимально работайте произносительными органами, вкладывайте душу в звук. Громкость должна быть умеренная. Например, Ууууууууууу, губы складываем в дудочку и вытягиваем вперед максимально, напрягаем язык, Ээээээээээ, широко растягиваем рот, максимально напрягая мышцы лица.

            Начните с единичных гласных: У, О, И, Ы, Э, А, Ю, Е, Я. Потом в связке У-У-Ы-Ы; У-У-И-И; У-У-О-О; У-У-А-А; потом согласных П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; завершить сочетаниями гласных и согласных, по типу КА, КУ, КЕ, КО, КИ. Можете проявлять творческий подход: КУ-КА-РЕ-КУ.

            Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость.

Не забывайте о правильном дыхании.

Вот некоторые примеры:

            1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

            2. Добыл бобов бобыль

            3. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп.

            4. От топота копыт пыль по полю летит.

            5. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

            6. О любви не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня.

 

            3. Упражнения для звучания

            Одна из важнейших характеристик вашего голоса – это его звучание. И, чем лучше вы умеете управлять вашим голосом, тем надежнее вы сможете удерживать внимание аудитории. Думаю, каждый из вас сможет привести пример выступления, когда речь оратора была монотонна, на одной ноте, этакое бу-бу-бу-бу… Через 5 минут все засыпают, независимо от содержания. Потому что не звучит.

            Если профессионалы говорят о звучании, они имеют в виду три составляющие: силу, тональность и тембр. Когда вы научитесь управлять этими тремя характеристиками, когда вы сможете в процессе выступления менять их произвольно по своему желанию и даже независимо от контекста, тогда ваш голос станет живым, заиграет всеми красками и вы реально сможете удерживать внимание аудитории. Тогда будет звучать.

            Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.

            1. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

            2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

            3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов.    

            Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса.

            Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

            Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах. Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок на голосовые связки происходило не в ущерб качеству звучания.

            Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

            1. Возьмите любое стихотворение, которое вы знаете наизусть. Если не знаете ни одного, можно по бумажке, но, лучше не отвлекаться на чтение. Так вот, возьмите стихотворение и читайте его: первая строчка громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо …….

            2. Возьмите стихотворение, 3-4 куплета. И, прочитайте его несколько раз, по очереди, вкладывая в него оттенки разных чувств: грусть, радость, укор, гнев, страсть, удивление, раздражение.

            3. Возьмите то же самое стихотворение и попробуйте почитать его голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Лучше всего разыграть диалог. Типа первые две строчки – корова, потом следующие – петух ей отвечает.

            Нет, я не курил, пока писал, это все серьезные упражнения.

            Джерри Вайсман в своей книге "Мастера слова. Секреты публичных выступлений" прекрасно описывает технологии формирования правильного тембра голоса. Рекомендую вам прочитать эту статью в моем блоге: Как научиться говорить бархатным голосом.

 

            4. Упражнения для дикции

            Дикция – это правильное, чистое, четкое произношение звуков. В дикции проявляется общая культура выступающего и особенно культура речи. Люди в зале ни в коем случае не должны испытывать напряжение, вслушиваться в то, о чем идет речь. При плохой дикции вместо осмысливания материала они тратят время и усилия на расшифровку сказанного, быстро утомляются. Это совершенно недопустимо. Конечно, если у вас явные дефекты речи, например, вы заикаетесь, картавите, и т.д., вам нужно индивидуально заниматься с специалистом, но большинство людей нуждаются в исправлении банальных недостатков речи, таких как быстрый темп речи, проглатывание слов и слогов, нечеткое и неправильное произношение.

            Когда мы говорим о дикции, очень сложно давать общие рекомендации, так как у каждого «свои проблемы». Здесь более эффективны индивидуальные консультации. Тем не менее, я дам вам несколько универсальных упражнений:

            1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

            3. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

   А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!

   Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

   В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

            4. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб был полн. Мох враз скрыл гриб. Вдруг дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

            5. «Подскажи соседу» Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции. (Ученики нередко используют это упражнение для оказания помощи соседу по парте, попавшему в затруднительное положение). Прочитайте отрывок шепотом так, чтобы каждое слово было слышно человеку, находящемуся в другом углу комнаты... Большой комнаты….

«Есть сведения, что в некоторых городах Троады под алтарями Аполлона жили прирученные белые мыши, а на острове Крите изображение их стояло рядом с жертвенником бога… Как понять эту таинственную связь маленького серого зверька с сияющим и грозно-прекрасным богом? Как разгадать эту загадку мыши?»

            Здесь главное - правильно подобрать расстояние: попросите своего партнера (не профессионала в ораторском искусстве) говорить шепотом, а сами отходите от него до тех пор, пока его станет неслышно. Вот с этого расстояния пробуйте сами. Потом отойдите еще на 2-3 метра, и т.д.

            Удачи!

 

В НАЧАЛО >> 

 
 
 
 

Если вы хотите получать новости моего сайта, напишите мне любым удобным для вас способом.

Я в соцсетях:

  • Facebook Clean Grey
  • Vkontakte Social Icon

© 2021 Искусство презентации.

IMG_8651_новый размер.JPG