--  ПОДГОТОВКА К  ВЫСТУПЛЕНИЮ

Подготовка к выступлению

 

    1. Подготовка помещения

    2. Специфика больших и малых аудиторий

    3. Написание полного текста и заучивание наизусть

    4. План выступления

    5. Мыслекарта

    6. Репетиции

             

            Уважаемые читатели! На этой странице сайта я буду интегрировать статьи, так или иначе связанные с подготовкой к выступлению. Конечно, если вы считаете себя гением – можете выступать экспромтом… Но не нужно. Вряд ли это приведет к чему-нибудь хорошему.

            Каждый раз, когда речь заходит о подготовке, я вспоминаю основателя одной из крупнейших МЛМ компании, назовем его Роберт. Он приехал в регион, чтобы выступить на большом лидерском мероприятии. Я думаю, подобные выступления он проводит регулярно пару раз в месяц и предмет знает наизусть. Кроме того, один только факт того, что основатель компании с нами, приводил лидеров в состояние экстаза. В принципе, Роберт мог бы просто выйти на сцену, поздороваться и помахать рукой – успех был бы обеспечен на сто процентов. Тем не менее, он подробно расспросил меня о программе мероприятия, кто в зале, в каком месте его выход, откуда выходить и в какой части сцены работать… А за 20 минут до выхода на сцену Роберт попросил отвести его за кулисы, достал из кармана распечатанные слайды, и стал репетировать речь, энергично размахивая рукой.

            Вот так профессионал относится к подготовке. Давайте и мы с вами попробуем серьезно подготовиться. Учтем особенности помещения, размеры и функционал аудитории, попробуем составить и использовать план, продумаем свой гардероб, сделаем правильную слайд-презентацию и многое другое, помогающее нам быть успешными ораторами и тренерами. Итак…

 

            1. Подготовка помещения для проведения тренинга

            Чем лучше подготовишься – тем проще будет выступать. Масса вещей, такие как размер и конфигурация комнаты, акустика, наличие технических средств и т.д. могут оказать серьезное влияние на качество вашего выступления. Конечно, не всегда предоставляется возможность заранее увидеть помещение, в котором придется работать, но, если вы сможете организовать предварительную подготовку, работать будет намного легче.  Для того, чтобы ничего не забыть, я привожу в этой статье 10 моментов, на которые нужно обратить внимание при анализе помещения, в котором вы будете выступать.

            1. Размер. Как говорится, размер имеет значение. Совершенно очевидно, что если аудитория мала, то работать будет сложно. И участники тренинга будут чувствовать себя стесненно, дискомфортно, и вы не сможете нормально передвигаться во время выступления. Что можно предпринять? Если в аудитории есть лишняя с вашей точки зрения мебель, например, столы для участников, попросите организаторов ее вынести, оставив один маленький стол для себя. Если вы понимаете, что вентиляция не справится и будет душно, постарайтесь стать ближе к окну, так как первый, кому начинает нехватать кислорода – это тренер. Если есть возможность держать двери открытыми – сделайте это. Не стесняйтесь объявить незапланированный перерыв для проветривания, настойчиво попросив всех выйти из помещения. Но, надеюсь, это не ваш вариант.

            Если аудитория слишком велика? В первую очередь, подумайте о возможной перестановке мебели, так, чтобы исключить ощущение недопроданных на пустующие места билетов или массово непришедших участников. Если это возможно – попросите убрать все лишние стулья. Если невозможно, то хотя бы постарайтесь зонировать помещение, отделив, например, столами или стульями, развернутыми в обратную сторону, вашу территорию. Вы как-бы показываете, что вот эта часть помещения наша и мы в ней работаем, а та – не наша.

            Не извиняйтесь перед участниками тренинга за недостатки помещения. Лучше не будет, но люди начнут на них фокусироваться. И уходить от темы нельзя. Подчеркните преимущества: всем хорошо видно и слышно, в тесном семейном кругу…., много света и свежего воздуха, много места для работы.

            2. Конфигурация, просматриваемость, свобода передвижения. Оцените, все ли участники тренинга смогут вас хорошо видеть? А экран? Не стоят ли на их пути какие-нибудь колонны? Если это возможно – попробуйте подвигать стулья, чтобы исправить ситуацию.

            Сможете ли вы свободно передвигаться по залу перед аудиторией? Если нет, продумайте сразу стратегию перемещения. Какой бы маленькой не была аудитория – двигаться все равно нужно.

            3. Акустика. Запомните простую истину: без микрофона лучше. Какая бы высококачественная ни была аппаратура, все равно она искажает звук и сужает диапазон звучания. Живой голос гораздо эффективнее. Но без фанатизма, пожалуйста. Если вы можете без напряжения для голосовых связок работать без микрофона так, чтобы вас было слышно, - лучше без микрофона. И, если есть такая возможность, проверьте это заранее, постарайтесь не выносить на всеобщее обсуждение – использовать вам микрофон или нет.

            4. Освещение. Убедитесь, что в помещении хорошее освещение, достаточное для ведения записей. Оцените возможность затемнения/выключения части освещения, чтобы лучше было видно экран с слайдами.

            5. Наличие технических средств. Если вам для тренинга от организаторов нужен проектор, экран, флипчарт, белая доска и т.д., об этом нужно договариваться заранее. Перед тренингом нужно лишь убедиться, что все в наличии и что проектор работает с вашим ноутбуком.

            Всякие мелочи, типа фломастеры для бумаги и белой доски, скотч, ножницы и т.д. рекомендую возить с собой.

            6. Столы для участников. Нужны или не нужны столы для участников тренинга? Вопрос дискуссионный. Мое мнение – если участникам не нужно постоянно использовать ноутбуки, работать с большими листами формата А1, если в основном используются только блокноты и раздаточный материал А4 – лучше без столов. То есть, если можно обойтись без столов – обойдитесь. Почему? Сами столы - это уже барьер между вами и участниками тренинга. Плюс к этому, стол, это соблазн достать посторонние вещи, отвлекающие от работы. Мне могут возразить, что за столом удобнее писать. Да, удобнее, но слушатели не должны писать постоянно, и, это неудобство с лихвой компенсируется повышением внимания и активности и более тесным контактом между тренером и аудиторией.

            7. Стол для тренера. А вот для тренера стол нужен, даже необходим. Даже если вы не работаете с слайд-презентацией и у вас нет ноутбука, у вас наверняка есть записи, конспект, план тренинга, раздаточные материалы… Это можно и нужно аккуратно разложить на столе.

           Сразу хочу предостеречь вас от соблазна: не садитесь за стол, как учитель в классе. Работайте стоя. Если по тем или иным причинам вам тяжело долго стоять, идеальный вариант – барный стул. Вы можете работать вокруг него, как в танце: опереться сзади, присесть, но не полностью сесть, а полуприсесть, опираясь одной ногой в пол. Если не смогли найти барный стул, будет лучше присесть на край стола, нежели сесть за стол, как учитель. Женщинам хочу напомнить о длине юбки (читайте здесь: Как одеваться), иначе будет сложно выполнять эти упражнения со столом и барным стулом.

            8. Посторонний дизайн. Иногда бывает, что помещение, в котором вы будете проводить тренинг, оформлено плакатами, не имеющими отношение к тренингу, но явно привлекающими внимание участников. И убрать эти плакаты невозможно. Остается только один путь: в начале тренинга вы должны сами обратить внимание аудитории на эти плакаты и даже поговорить об этом. То есть, нужно заставить всех отвлечься на эти плакаты в заранее спланированный вами временной интервал.

            9. Платформа/сцена. Сцена полезна только тогда, когда вы произносите речь. Ведь любая речь – это мини спектакль. Когда вы проводите тренинг, лучше находиться в одной плоскости с участниками, так как вопросы доверия, плотного контакта выходят в тренинге на первый план. Поэтому, если у вас есть возможность не использовать сцену/платформу – не используйте – работайте перед ней.

            10. Кафедра. Велик соблазн стать за кафедру и вещать из-за нее, как из блиндажа. Ни в коем случае. Если в аудитории есть кафедра и вы можете ее убрать или хотя бы задвинуть в угол – сделайте это.     

 

            2. Размер имеет значение. Специфика работы для больших и малых аудиторий.

            Если вам по роду работы нужно выступать публично, то вы знаете, что приходится работать с разными по размеру аудиториями: от нескольких человек до нескольких тысяч. Выступление с презентацией проекта на Совете Директоров и рассказ о новом методе продаж на Конференции менеджеров вашей Компании, тренинг для 15 человек и лекция для 500. Особенно ярко это чувствуется в работе Лидеров МЛМ компаний. От индивидуальной встречи с ключевым партнером до выступления на Мега Конференции на 10000 человек. А посередине - презентации новой продукции и различные тренинги на 10 – 50 человек.

            Уверен, что интуитивно каждый из вас включает разные модели поведения в зависимости от размера аудитории. Чтобы интуитивное стало осознанным – давайте поговорим об этом подробнее. Граница между большими и малыми аудиториями достаточно спорна, но для меня это условно 50 человек. Итак, какими навыками нужно владеть в большей степени и чему нужно уделять больше внимания при работе с разными по размеру аудиториями.

            Большая аудитория.

            1. Ораторское мастерство. Чем больше аудитория, тем более ваше выступление становится похожим на театральное, на шоу одного актера, и тем лучше вам нужно владеть искусством невербального общения. В больших залах велик процент людей, которые пришли не столько послушать умные вещи, сколько посмотреть интересное представление, и вы должны им его обеспечить. Огромную важность приобретают ваши жесты, мимика, позы, умение поддерживать зрительный контакт и владение техниками управления голосом. Подробности смотрите здесь: Невербальное общение.

            2. Тактика. По тем же причинам плюс по причине размера зала большую важность приобретает ваше владение тактическими приемами. Во-первых, это освоение сцены, эффективные передвижения по сцене, имеющие целью поддержать внимание аудитории и показать, что вы контролируете процесс. И во-вторых, ваше умение правильно использовать ключевые моменты выступления для создания «Вау эффекта». Подробнее смотрите здесь: Тактические советы.

            3. Управление вниманием. Очевидно: чем больше зал, тем больше всяких отвлекающих факторов и тем сложнее удерживать внимание аудитории. Поэтому, техники удержания внимания играют большое значение. Упустили момент, и все, зал начинает жить своей жизнью. Подробнее смотрите здесь: Управление вниманием.

            4. Четкость в работе с визуальными средствами. Еще раз повторюсь, что выступление на большую аудиторию, это спектакль, шоу одного актера, и этот актер – вы. Люди, пришедшие на представление и, не дай бог, купившие билет, ожидают, что все будет красиво. Красиво будут переключаться слайды, вы не будете в них путаться и говорить – это не моя презентация или, ой, у меня не работает переключатель слайдов, вовремя и без задержек будут включаться видеоролики и в них будет нормальный звук, вы будете красиво писать на флипчарте и всем будет видно, вы будете правильно показывать наглядные пособия (например, новый парфюм), чтобы всем было видно м понятно, что это.

            Маленькая аудитория

            1. Личный контакт. Каждый участник тренинга ожидает, что вы будете работать персонально для него. Дайте слушателям такое ощущение, используя Зрительный контакт, персональные обращения к слушателям с вопросами: Что вы думаете по этому поводу? Согласны ли вы со мной? И так далее… Приглашайте участников помочь вам подержать, написать, организовать, то есть, задействуйте в процессе, но не перестарайтесь.

            2. Персонализация участников. Участники вашей презентации или тренинга вправе ожидать, что вы будете знать их по именам и должностям. Постарайтесь подготовиться соответствующим образом – соберите предварительную информацию. Если такой возможности не представилось – выделите в начале время для знакомства. Если это тренинг – вполне уместны бейджи с именами – это упростит вашу задачу. Если это презентация, например, нового проекта на совете директоров – у вас нет шансов – готовьтесь заранее по фотографиям.

            3. Персонализация информации. Даже если это тренинг на общие темы, типа «Эффективные продажи» или «Искусство презентации», постарайтесь максимально привязаться к производственной специфике аудитории. Приводите примеры из их практики или сферы деятельности, адаптируйте условия тренинговых задач к специфике деятельности аудитории. Тогда ваш тренинг будет вдвойне полезен: участники отработают общие и специальные навыки одновременно.

 

           3. Написание полного текста и заучивание наизусть

        Как-то раз одного известного государственного деятеля пригласили выступить на телевидении и спросили, сколько времени ему потребуется для подготовки. Ответ его был довольно оригинальным:

        «Если я должен говорить 10 минут, то на подготовку мне потребуется неделя. Если в моем распоряжении будет один час, то мне нужно два дня. Если же время моего выступления не ограничено, тогда я могу начать прямо сейчас».

        Науке известны три основных подхода к подготовке публичного выступления:

                1. Я настолько хорошо знаю тему выступления, что мне не нужно готовиться. Скажите, сколько минут мне отводится, и я начну.

                2. При подготовке к выступлению я пишу подробный план.

                3. При подготовке к выступлению я пишу полный текст и учу его наизусть.

       Я предполагаю, что наш государственный деятель для 10-ти минутного выступления напишет полный текст, для часового - план, а при неограниченном времени – вообще не будет готовиться. Последняя ситуация с неограниченным временем нас мало интересует, а вот о первых двух давайте поговорим подробнее.

        Итак, вас попросили выступить на ежегодной встрече ключевых сотрудников Компании и рассказать о последнем проекте, который с успехом реализовал руководимый вами отдел. И вот, вы на сцене. Шикарный зал пятизвездочного отеля, вас готовы внимательно слушать 350 человек, приехавших из 60 стран мира. В одно мгновение вы можете стать известной в Компании личностью. Но, 10 минут… Над проектом вы работали год, а сейчас - 10 минут. Конечно, у вас в голове есть план выступления, который вы набросали вчера. Так много хочется сказать… Ведь вы знаете о проекте все и можете говорить о нем часами, но - 10 минут. Вчера вы написали 6 пунктов плана, а потом добавили еще 3. Все важно.

        И вот он - звездный час. Вы начинаете, по каждому пункту хочется сказать побольше, чтобы коллеги узнали, как много вы сделали. Вы уходите в детали, усилием воли заставляя себя переходить от пункта к пункту, и, о ужас, организаторы сигнализируют вам, что время кончилось, а вы еще не сказали самое главное. И тогда вы, спеша и комкая фразы, пробегаетесь по основным ключевым моментам и под непонимающие взгляды публики и раздраженные - организаторов, уходите со сцены. Вы перебрали 6 минут, но ощущение, что не сказали ничего… Как вам тема?

        Нет, это не про нас. Потому что мы, понимая, что времени мало и каждое слово на вес золота - напишем полный текст своего выступления. Напишем, произнесем вслух в правильном темпе, померяем время и, при необходимости, начнем убирать лишнее, оставляя только самое важное и полезное в рамках отведенного времени.

        Сразу совет. Пишите текст по времени на 10% меньше, чем вам отвели. Если у вас 10 минут - делайте выступление на 9. Это позволит вам чувствовать себя уверенно.

        Итак, в результате, у нас есть текст выступления на 9 минут. Текст, в котором каждое слово, каждая фраза в буквальном смысле выстрадана, обдумана и взвешена. Теперь можно переходить к следующему этапу - заучиванию текста наизусть. Да, наизусть, как стихи. Это самый правильный путь к успеху. Но выучить нужно качественно.

        Существует три стадии заучивания наизусть. Вспомните, как вы в школе учили стихи. Первая стадия - вы пока-что смогли запомнить только отдельные строки, вам нужно подсматривать первые слова в строфе, чтобы начать. Часто вы останавливаетесь, просто забыв очередное слово.

        Вы продолжаете учить, и вот, наконец, следующая стадия. Вы в состоянии произнести все стихотворение, не заглядывая в текст, но для этого вам нужно сконцентрироваться, напрячься, сосредоточиться. Помните? С отсутствующим выражением лица, с взглядом внутрь себя, без всяких эмоций вы выдавливает из себя текст на уроке литературы? И вымучив четверку, с облегчением садитесь.

        Но бывает, что вам удается выучить текст так, что не приходится задумываться над декламацией. Слова сами срываются с губ, появляются интонации и жестикуляция, вы начинаете читать с выражением. Это как раз та стадия заучивания, к которой нужно стремиться.

        С заучиванием текста публичного выступления все обстоит точно также. Главное, чего нужно бояться - это остановиться на второй стадии, решив, что и так сойдет. Ни в коем случае! Вы просто провалите свое выступление. Лучше уже совсем не начинать учить, чем остановиться на второй стадии. Доведите дело до конца.

        Для того, чтобы понять, что вы на третьей стадии и полностью выучили свой текст, попробуйте одновременно произносить свой текст и выполнять какие-нибудь действия, требующие координации со стороны вашего мозга. Например, заваривайте чай или приготовьте салат, накрывайте на стол…. Если получается - значит вы выучили.

        Но как учить текст? Это же не стихи? Рецепт прост: читать, читать и читать вслух. Знаете, как актеры в театре учат роли? Они просто садятся в круг и начинают читать пьесу по ролям. И читают до тех пор, пока не начнут вскакивать с мест, и говорить, не заглядывая в текст.

        Именно поэтому профессионалы просят на подготовку короткого 10 минутного выступления целую неделю. Просите неделю и вы.

        А что же с часовым выступлением? Тоже писать текст, в трех томах? Нет, в данном случае лучше написать подробный план своего выступления.

 

            4. Используйте план

            Итак, одна из важных вещей, которую нужно сделать при подготовке к выступлению – это составить план.  С одной стороны, план поможет вам лучше подготовиться, структурировать и упорядочить ваше выступление, а с другой – в ходе выступления вы можете (если вам это нужно) использовать свой план, как шпаргалку.

            Чем же может вам помочь хорошо составленный план? Хочу выделить три момента:

            1. Обеспечить логичность изложения материала.

            Имея продуманный, заранее выверенный план, вы будете уверенно идти от одного тезиса к другому, вовремя делая выводы и приводя примеры, подкрепляющие вашу аргументацию. Вы проведёте вашу аудиторию через основные пункты вашей речи, как через минное поле, не позволив себе оступиться и потерять логическую нить своего выступления.

            Наверняка, каждый из вас был свидетелем фиаско какого-нибудь оратора, когда он вдруг замолкал, теряя мысль, а потом продолжал, но уже на другую тему. А ваши мозги закипали в попытке понять, где же здесь логика. План не позволит вам оказаться в роли такого оратора.

            2. Не упустить что-либо важное в своей речи.

            Как бы долго и упорно вы не готовились, как бы хорошо вы не знали свою речь, вы никогда не будете застрахованы от того, чтобы не упустить что-нибудь важное, чтобы не забыть или не перепутать какие-то вещи.

            Могу привести пример из личной практики: как-то я выступал перед бизнес-партнёрами, и, мой ноутбук с слайдами презентации не захотел включаться. Выступление на эту тему я проводил далеко не в первый раз и, посетовав, что слушатели не увидят мои веселые картинки, уверенно начал выступление. Потом, когда я уже возвращался домой, я стал прокручивать в голове своё выступление и понял, что забыл рассказать о двух важных вещах. Почему так случилось? Ответ прост - я выступал без плана, в качестве которого я всегда использовал слайды.

            3. Эффективно контролировать время выступления.

            Если у вас нет четкого плана, вы легко можете увлечься и говорить слишком долго о чем-то, потратить слишком много времени на раскрытие одного положения в ущерб другим. Думаю, многие из вас хотя бы раз оказывались в ситуации, когда вам сигнализируют из зала, что время выступления подходит к концу, а вы рассказали только половину планируемого. И вы начинаете галопом по европам комкать оставшуюся половину вашего выступления.

            Или наоборот, вы уже переходите к заключению, не выбрав и половины отведённого вам времени. А по окончании встречаетесь с укоризненными взглядами организаторов, вынужденных лихорадочно перестраиваться из-за возникшей временной дырки.

            Я вас убедил, что план - это хорошо? Если да, то двигаемся дальше.

            Насколько подробным должен быть ваш план?

            Уверен, что рекордсменом в этом вопросе был Марк Твен, который писал на ногтях первые буквы тезисов своего выступления. Другую крайность многие из нас наблюдали в выступлениях кремлевских политиков второй половины 20-го века, когда всю речь они читали «по бумажке». Думаю, вряд ли вы запомните свою речь по первым буквам. Но и читать по написанному ни в коем случае нельзя. Вы просто потеряете аудиторию, нарушив невидимую связь, которую должны поддерживать постоянно (подробнее смотри здесь: Зрительный контакт).

            Постарайтесь, чтобы каждый пункт вашего плана содержал не более 4 – 5 слов. Это именно то оптимальное количество, которое вы можете «схватить» взглядом, быстро брошенным на карточку.

            И нет ничего зазорного, если в ходе выступления у вас в руках будет план, в который вы будете периодически заглядывать. Это поможет вам не сбиться с мысли и не забыть осветить все запланированные вопросы и привести все запланированные аргументы.

            Позвольте сразу три практических совета:

            - если вы пользуетесь шпаргалкой с планом выступления – делайте это спокойно и уверенно. Можете даже намеренно подчеркивать это, например, одевая очки каждый раз, когда нужно посмотреть в план. Ничего зазорного в этом нет. Ни в коем случае не пытайтесь прятать свою шпаргалку и воровато, как бы извиняясь, подглядывать туда.

            - напишите свой план четко и аккуратно, а лучше напечатайте. Размер шрифта подберите такой, чтобы не приходилось при чтении напрягать зрение. Бумагу подберите плотную, типа картон, размером не больше, чем 10х15 см. Идея в том, чтобы шпаргалка не была слишком большой и не отвлекала на себя внимание аудитории, и, чтобы не сгибалась в самый неподходящий момент.

            - конечно, вы можете держать шпаргалку в руках в течение всего выступления – это не смертельно. Но, если есть возможность, лучше этого не делать. Например, Президент Компании, в которой я работаю, пишет свои шпаргалки на карточках размером 6х10 см и держит их в жилетном кармане пиджака. Он достает их на короткое время, чтобы подсмотреть очередной тезис, и возвращает на место. Как вариант, внутренний или боковой карман пиджака, но ни в коем случае не карман брюк, особенно не задний. Либо, вы можете попросить поставить в углу сцены журнальный столик, на который можно поставить воду, дамскую сумку (в этом случае сумка должна быть для сцены – не дешевая) и положить свои шпаргалки.

            Второй вариант - если вы используете проектор - ваш план может быть на слайдах. Один пункт плана из 4 – 5 слов на одном слайде. Если вы снабдите каждый пункт плана картинкой, отражающей суть данного раздела, будет еще лучше. Во-первых, вам легче двигаться по плану выступления, так как картинка для вас – дополнительная ассоциация. Во-вторых, ваши слушатели лучше запомнят и усвоят материал, так как кроме слов у них в головах останутся еще и зрительные образы.

            Главное – не увлекайтесь и помните, что слайды вы делаете в первую очередь для слушателей. Слайды должны иллюстрировать ваше выступление, быть наглядными, не перегруженными информацией. Подробнее о слайдах здесь: https://www.zadorenko.com/slide.

            Вариант со слайдами хорош только если перед вами монитор, в который вы можете периодически смотреть и на котором дублируется все, что вы показываете на большом экране. В противном случае, если вы на сцене, большой экран у вас за спиной и монитора нет – этот вариант не подходит.

            Вот как пишет об этом Дмитрий Лазарев в своей книге «Презентация: Лучше один раз увидеть!.»:

            «Во время презентации мы обязаны обращаться только к одушевленным объектам. Некоторым презентаторам удается разговаривать со слайдами, флипчартом или даже доской, повернувшись спиной к слушателям. Кто-то даже отваживается читать со слайдов, кто-то подолгу разглядывает свои собственные слайды. Это неправильно. Когда мы презентуем, то должны смотреть в глаза тем, для кого мы это делаем. Спросите себя, для кого вы делали эти слайды. Если для себя, тогда зачем их кому-то показывать? Визуальное оформление – всегда для публики. Чем больше презентатор смотрит на свои слайды и схемы с рисунками, тем менее знакомым со своими материалами он выглядит.»

            И третий вариант – использование мнемонических фраз. Эту технологию хорошо описал Дейл Карнеги.

            «Мы можем думать о чем-либо только по двум причинам — во-первых, в результате внешнего стимула и, во-вторых, вследствие ассоциации с тем, что нам уже известно. В применении к публичным выступлениям это означает: во-первых, вы можете соблюсти последовательность изложения своих мыслей при помощи какого-то внешнего стимула, например записей, но кому понравится оратор, который читает по бумажке? Во-вторых, вы можете запомнить пункты выступления, ассоциируя их с чем-то уже укоренившимся в вашей памяти. Они должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы второй пункт неизбежно вытекала из первого, а третий — из второго столь же естественно, как дверь одной комнаты ведет в другую.

            Это звучит просто, но может оказаться не совсем простым делом для новичка, чьи умственные способности скованы страхом. Существует, однако, способ обеспечения последовательности изложения, который прост, действует быстро и практически безотказно. Я имею в виду использование мнемонической фразы. Приведу пример. Предположим, вы хотите затронуть множество тем, никак не связанных между собой. Их трудно удержать в памяти. Как, например, можно говорить о корове, сигаре, Наполеоне, доме и религиозных культах одновременно? Давайте посмотрим, нельзя ли спаять эти темы, подобно звеньям цепи, при помощи такой фразы: «Корова курила сигару и лягнула Наполеона, а дом сгорел вместе с религиозными культами».

            Теперь прикройте эту фразу рукой и ответьте на вопросы: какой третий пункт выступления? Пятый? Четвертый? Второй? Первый? Помогает такой метод? Да, помогает. И тем, кто хочет улучшить свою память, настоятельно рекомендуется применять его.

            Таким образом можно связать любой набор мыслей, и чем нелепее мнемоническая фраза, тем легче запомнить ее.»

            А для тех, кто хочет узнать, что должно быть в плане, из каких разделов должно состоять выступление – раздел Структура выступления.

            5. Мыслекарта

            Ещё одна удобная и функциональная форма плана - мыслекарта. Наверняка многие из вас видели или слышали об этом инструменте, а некоторые используют его в работе.

            Чтобы всем сразу стало понятно, о чем речь - я разместил на картинке пример мыслекарты. В чем суть этого инструмента? Основная фишка заключается в том, что пункты плана располагаются не в линейном порядке сверху вниз, а в иерархическом, вокруг центральной темы. Чем это может быть хорошо?

            Во-первых, сам процесс составления плана становится более удобным и эффективным. Наверняка каждый при составлении линейного плана встречался с ситуацией, когда приходилось возвращаться к предыдущим пунктам плана и что-то добавлять, вставлять новые пункты и подпункты, переписывать план по нескольку раз по причине нехватки места в середине плана для ваших новых подпунктов? В случае мыслекарты, если вы начнёте с середины листа, вам скорее всего хватит места для всех неожиданных мыслей типа "ой, забыл".

            Во-вторых, в процессе выступления с таким планом работать удобнее, чем с линейным. Весь план у вас перед глазами, причём наглядно и структурно представленный. И, самое главное, если вы попадаете в ситуацию цейтнота (подробнее читайте здесь), вам гораздо удобней оперативно принять решение о том, какие пункты сократить и от чего отказаться при выступлении.

            И в-третьих, такая форма визуального представления плана позволяет проявлять гибкость и перемещать свой фокус внимания по всей презентации, не упуская из виду главное сообщение и взаимосвязи отдельных частей.

            Несколько слов о том, как составлять мыслекарту. Нарисуйте в центре листа символ, изображение или напишите слово, характеризующее вашу презентацию.  Не увлекайтесь размерами, а то не останется места для разделов. Далее, от центрального образа проводите радиальные линии и пишите слова, характеризующие основные разделы вашей презентации. Желательно, чтобы название каждого раздела сводилось к одному слову. Понимаю, что это не просто, поэтому пишу - желательно. Как только у вас появляются мысли о детализации того или иного раздела, сразу проводите от него нужное количество линий, пишите названия подразделов и так далее.

            Пишите печатными буквами, размещайте ключевые слова над линиями и старайтесь соблюдать принцип одно слово - одна линия.

            И, напоследок, любителям всё и вся делать на компьютере, сообщаю, что на сегодняшний день имеется масса программ, позволяющих удобно формировать мыслекарты. Просто наберите в поисковой системе «ментальная карта онлайн сервис» и будет вам счастье.

            6. Репетиции.

            К сожалению, выучить текст наизусть, написать подробный план выступления или нарисовать красивую мыслекарту - недостаточно для успеха. Профессионалы советуют репетировать. И этот совет не должен вызвать удивление.

            Музыканты репетируют, актеры репетируют, а чем же спикеры хуже? Конечно, скажете вы, музыкантам и актерам важно выступить безупречно, ведь люди приходят посмотреть и насладиться их игрой. Репутация - штука хрупкая: один раз уронил - и все. Но позвольте, все это также относится и к человеку, выступающему публично. Конечно, публичные выступления бывают разные, но здесь ставки могут быть еще выше, чем в театре.

            Репетиции - простое, доступное и эффективное средство улучшения качества выступления. Вспомните Стива Джобса. Он десятки раз снова и снова повторял свое выступление. Важные, ключевые речи готовились и репетировались неделями. Стив Джобс был просто одержим мелкими деталями: что будет на слайде, откуда я выйду, где стану, что возьму в руки. Огромное время уделялось поискам эффективных приемов для демонстрации. Вспомните его презентацию MacBook Air, 2008 год, момент "Черт побери" (https://www.zadorenko.com/tactikceccomend)? Разве возможен был бы такой успех без репетиций?

            Кстати, репетиции позволяют снять или по крайней мере минимизировать стресс - спутник любого публичного выступления. С каждой следующей репетицией вы начинаете чувствовать себя все более уверенно, а это напрямую влияет на качество выступления.

            Я убедил вас в пользе репетиций? Тогда позвольте дать несколько практических советов.

            Когда вы репетируете, задействуйте все материалы, которые вы будете использовать в ходе выступления. Переключайте слайды, синхронизируйте их с текстом, включайте аудио и видео сопровождение. Если вы собираетесь что-либо демонстрировать в ходе выступления - делайте это на репетициях. На паре последних репетиций оденьтесь так, как вы будете одеты на выступлении. Особенно, если это новая одежда.

            Приглашайте на репетиции слушателей, причем старайтесь репетировать перед теми, кто не знаком с спецификой темы вашего выступления. По окончании репетиции обязательно просите слушателей высказать свое мнение. Со стороны всегда виднее.

            Если возможно, постарайтесь хотя бы один раз прорепетировать там, где вы будете выступать. Это придаст вам уверенности.

            Удачи!

 

 В НАЧАЛО >>   

 
 
 
 
 
 

Если вы хотите получать новости моего сайта, напишите мне любым удобным для вас способом.

Я в соцсетях:

  • Facebook Clean Grey
  • Vkontakte Social Icon

© 2021 Искусство презентации.

IMG_8648_новый размер.JPG