Анафора - это повторение слова (слов) в начале последовательно идущих фраз, выражений или предложений, и это ещё один инструмент, к которому прибегают профессиональные составители речей.
В основе анафоры, как и любого стилистического повтора, лежит взволнованность, эмоциональность. Анафора делает выступление более острым и выразительным, служит своеобразным лейтмотивом текста и является определенным эмоциональным индикатором выступающего, помогает понять его душевное, эмоциональное состояние. Также этот прием нужен для смыслового подчеркивания мыслей, которые кажутся наиболее значимыми, для объединения в единое целое конструкций, отличающихся синтаксическим строением.
Лучше всего эффект анафоры можно почувствовать через стихи. Много ярких примеров вы легко найдете у Фета, Тютчева, Пушкина и других известных поэтов. Я приведу здесь лишь один стихотворный пример:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»).
Конечно же, анафора активно используется не только в поэзии, но и в прозе. Например:
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света». (Л. Толстой)
Спичрайтеры часто сочетают триады с анафорой, но последняя используется и тогда, когда требуется более трех элементов. Яркий пример применения анафоры в публичном выступлении– цитата из программного заявления одного из кандидатов в президенты:
«Ныне двадцать семь миллионов американцев практически неграмотны.
По существу это означает, что они могут лишь влачить существование. Как черепахи на берегу. Вот их уровень жизни. Точка.
Они могут поставить подпись — да, вероятно.
Они не могут прочитать уличный указатель.
Они не могут найти телефонный номер по справочнику.
Они не могут пересчитать сдачу.
Они не могут следовать инструкциям, написанным на пузырьке с лекарством.
Они не могут составить резюме для работодателя, не говоря уже о том, чтобы прочитать газету или «Гекльберри Финна».
Они пропали, попросту пропали."
Оратор начинает каждое из последовательно идущих предложений словом "они".
Еще один классический пример применения анафоры - знаменитая речь Мартина Лютера Кинга у Мемориала Линкольна. Кинг начинает восемь предложений словами «У меня есть мечта»:
«Я говорю вам сегодня, друзья мои, что, несмотря на трудности и разочарования, у меня есть мечта. Это мечта, глубоко укоренившаяся в Американской мечте.
У меня есть мечта, что настанет день, когда наша нация воспрянет и доживет до истинного смысла своего девиза: "Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными".
У меня есть мечта, что на красных холмах Джорджии настанет день, когда сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут усесться вместе за столом братства.
У меня есть мечта, что настанет день, когда даже штат Миссисипи, пустынный штат, изнемогающий от накала несправедливости и угнетения, будет превращен в оазис свободы и справедливости.
У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют.
У меня есть мечта сегодня.
У меня есть мечта, что настанет день, когда в штате Алабама, губернатор которого ныне заявляет о вмешательстве во внутренние дела штата и непризнании действия принятых конгрессом законов, будет создана ситуация, в которой маленькие черные мальчики и девочки смогут взяться за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками и идти вместе, подобно братьям и сестрам.
У меня есть мечта сегодня.
У меня есть мечта, что настанет день, когда все низины поднимутся, все холмы и горы опустятся, неровные местности будут превращены в равнины, искривленные места станут прямыми, величие Господа предстанет перед нами и все смертные вместе удостоверятся в этом.
Такова наша надежда. Это вера, с которой я возврашаюсь на Юг.»
Благодаря этой анафоре данная часть его выступления стала самой запоминающейся и популярной во всем мире.
Если вам нужно связать несколько тезисов в своём выступлении - анафора - один из наиболее эффективных приемов.
По материалам книги: Доуиз, Ричард. «Утерянное искусство красноречия.»